Personal Jesus / Depeche Mode

На минув­шей неде­ле — 29 авгу­ста — испол­ни­лось ров­но 30 лет рели­зу сингла Depeche Mode «Personal Jesus», одно­му из наи­бо­лее успеш­ных хитов в исто­рии музы­ки.

Как обыч­но, нач­нём с предыс­то­рии вопро­са. В сен­тяб­ре 1987 вышел шестой сту­дий­ный аль­бом Depeche Mode.
Несмотря на мно­го­чис­лен­ные музы­каль­ные экс­пе­ри­мен­ты, кото­рые груп­па про­дол­жи­ла в сту­дии, иссле­дуя и откры­вая всё новые и новые воз­мож­но­сти рабо­ты с саун­дом и тех­но­ло­ги­я­ми зву­ко­за­пи­си, пла­стин­ку оза­гла­ви­ли очень иронично-народ­но — «Music for the Masses».

Вместе с Depeche Mode пла­стин­ку про­дю­си­ро­вал осно­ва­тель выпус­ка­ю­ще­го запись лей­б­ла Mute Records — Дэниел Миллер (тут о его пред­сто­я­щем 21–22 сен­тяб­ря 2019 визи­те в Киев)

Лонгплей «Music for the Masses» стал в неко­то­рым смыс­ле эпо­халь­ным для груп­пы — по сути, имен­но c него DM ста­ли по-настоящему «ста­ди­он­ной» груп­пой. Чтобы не быть голо­слов­ным, про­ци­ти­рую фраг­мент моей бесе­ды (2011) с одним из со-основателей DM — Энди Флетчером.

Stereoigor: Энди, в какой именно момент ты ощутил, что Depeche Mode стали культовой мировой группой? С каким альбомом, туром, или, может быть, синглом?
Энди Флетчер: — Тяжело сказать. Может быть, около альбома “Music for the Masses” – примерно в то время. Мы ощутили, что Depeche Mode становятся мировой группой.
Правда, что “Black Celebration” один из твоих самых любимых Depeche Mode альбомов?
 — Я думаю, “Black Celebration” — замечательный набор песен. Но он не был по-настоящему успешен коммерчески. В то время как, я думаю, “Violator”, к примеру, безупречный альбом, потому что в нём есть большие хиты, чего нет у “Black Celebration”. Я также очень почитаю альбом “Ultra”. Потому что он появился тогда, когда мы пережили огромное количество проблем. И в этом смысле это наш лучший альбом.

Первое (из двух) интер­вью с Флетчером — по ссыл­ке:

Ещё одно интер­вью с Флетчером (2017) — здесь, и с Дейвом Гааном (2017) — здесь.

После отгре­мев­ше­го в под­держ­ку шесто­го сту­дий­но­го аль­бо­ма «Music for the Masses Tour» Depeche Mode выпу­сти­ли в мар­те 1989 года двой­ную live-пластинку «101». Дело в том, что в ходе «Music for the Masses Tour» груп­па отыг­ра­ла 101 кон­церт.
Название «101» для кон­церт­но­го аль­бо­ма пред­ло­жил, ско­рее все­го, Алан Уайлдер, кото­рый поки­нет груп­пу спу­стя 6 лет.

После непро­дол­жи­тель­ной пау­зы DM пред­ста­ви­ли син­гл из буду­ще­го, 7‑го сту­дий­но­го дис­ка, кото­рый груп­па назо­вёт “Violator” (и кото­рый у нас дол­го будут назы­вать коря­вым и негра­мот­ным сло­вом «вио­ла­тор»). Лид-синглом — при­мер­но за пол­го­да до рели­за лонг­плея — ста­ла ком­по­зи­ция «Personal Jesus». Кстати, ещё один видео­син­гл аль­бо­ма “Violator” у нас в Panasonic Smart TV фигу­ри­ро­вал ранее. Речь об «Enjoy The Silence», став­шей вто­рым син­глом “Violator”

Автор «Personal Jesus» Мартин Гор сочи­нил пес­ню под впе­чат­ле­ни­ем от кни­ги един­ствен­ной жены Элвиса Пресли — Присциллы Пресли — «Elvis and Me». Впервые гла­вен­ству­ю­щим инстру­мен­том в тре­ке Depeche Mode ста­ла гита­ра — с забо­ри­стым и цеп­ля­ю­щим риф­фом.

В рам­ках промо-кампании сингла впо­след­ствии было опуб­ли­ко­ва­но газет­ное объ­яв­ле­ние — «Your own personal Jesus»,«Твой соб­ствен­ный лич­ный Иисус». Позвонившие по ука­зан­но­му в нём номе­ру теле­фо­на мог­ли услы­шать в труб­ке фраг­мент пес­ни.

«Flesh and bone / By the telephone
Lift up the receiver / I’ll make you a believer»

Для реми­к­ши­ро­ва­ния сингла (что ранее обыч­но дела­ли толь­ко чле­ны коман­ды) был при­гла­шён фран­цуз­ский DJ и про­дю­сер армян­ско­го про­ис­хож­де­ния Франсуа Кеворкян (кото­рый так­же высту­пил зву­ко­ре­жис­сё­ром во вре­мя запи­си аль­бо­ма «Violator»). Кроме тра­ди­ци­он­но «элек­трон­ных» пере­де­лок и би-сайда «Dangerous» в макси-сингл вошла так ска­зать «unplugged» вер­сия, испол­нен­ная на аку­сти­че­ской гита­ре. Телешоу MTV Unplugged тоже появи­лось в 1989 – но толь­ко почти 3 меся­ца спу­стя.

Видео «Personal Jesus» снял выда­ю­щий­ся нидер­ланд­ский фото­ху­дож­ник, кино­ре­жис­сёр, кли­п­мей­кер Антон Корбейн, с кото­рым Depeche Mode ста­ли посто­ян­но сотруд­ни­чать с 1986 года с кли­па «A Question of Time».

Съёмки осу­ществ­ля­лись в пустыне Табернас, в испан­ской про­вин­ции Альмерия. Действия про­ис­хо­дят в месте, напо­ми­на­ю­щем бор­дель. Участники груп­пы оде­ты как ков­бои, кото­рые при­ез­жа­ют в пыль­ный южный горо­док.

Когда я был летом в Мадриде, с мои­ми тамош­ни­ми друзьями-меломанами зашла у нас речь о клип-мейкинге. Я им рас­ска­за о про­ек­те Panasonic Smart TV, — и выяс­ни­лось, что есть даже что-то вро­де переч­ня «Всемирно извест­ных кли­пов, сня­тых в Испании (о чём не все зна­ют)», в кото­рый вхо­дят «Personal Jesus» и, напри­мер, U2 “Vertigo”, кото­рый мы успе­ли разо­брать ранее в Panasonic Smart TV.

Об одном из курьё­зов на съё­моч­ной пло­щад­ке, что ока­зал­ся свя­зан с лошадь­ми, мож­но узнать в аудио-версии STEREOBAZA №367. Ещё одна инте­рес­ная деталь: у извест­но­го потря­са­ю­щи­ми чёрно-белыми съём­ка­ми Антона Корбейна имен­но «Personal Jesus» стал пер­вым цвет­ным видео, сня­тым для Depeche Mode.


В одной из теле­вер­сий клип под­верг­ся цен­зу­ре: кад­ры с губа­ми воз­буж­дён­но дыша­ще­го Мартина Гора были заме­не­ны на нарез­ку из дру­гих фраг­мен­тов. Сингл стал Серебряным в Великобритании, Золотым в США и Платиновым в Италии.

Несмотря на то, что пес­ня ста­нет одним из глав­ных рок-дэнс-гимнов на деся­ти­ле­тия после сво­е­го рели­за, тем не менее ни в 1 чар­те 30 лет назад он не занял выс­шей пози­ции. Однако оста­ёт­ся одной из самых вос­тре­бо­ван­ных песен в исто­рии совре­мен­ной музы­ки. Что в оче­ред­ной раз обес­смыс­ли­ва­ет чар­ты и хит-парады (а вме­сте с ними, уж тем более, Facebook-instagram-ла́ечки) с точ­ки зре­ния вкла­да в миро­вую музы­каль­ную куль­ту­ру.

«Personal Jesus» ста­ла, пожа­луй, самой цити­ру­е­мой пес­ней Depeche Mode. Её офи­ци­аль­но пере­пе­ли десят­ки раз — в том чис­ле, Джонни Кэш, Gravity Kills, Marylin Manson, Def Leppard, Шефита, Нина Хаген. Нина Хаген даже так в 2007 оза­гла­ви­ла свой 12-ый соль­ный аль­бом: «Personal Jesus». Лично я был не раз сви­де­те­лем спо­ров, мол, кто же насто­я­щий автор пес­ни — Depeche Mode или, напри­мер, Джонни Кэш. Кавер «коро­ля кан­три» ока­зал­ся столь прон­зи­те­лен, что неко­то­рым слож­но верит­ся в настоль­ко про­ник­но­вен­ное испол­не­ние «чужо­го» хита.

В мае 2011 году вышел сингл-ремикс «Personal Jesus 2011». На реми­кс «Personal Jesus (Stargate remix)» Эндрю Фэйбером был снят видео­клип, кото­рый на цере­мо­нии UK Music Video Awards был удо­сто­ен награ­ды «Лучшее аль­тер­на­тив­ное видео».

Сам седь­мой сту­дий­ный аль­бом DM «Violator» стал одной из самых извест­ных и успеш­ных запи­сей в карье­ре груп­пы.
Он был сер­ти­фи­ци­ро­ван как Золотой в 4 стра­нах, стал Платиновым или 2 х Платиновым на тер­ри­то­рии 5 госу­дарств, а так­же 3 х Платиновым в США.

АУДИО-версия выпус­ка №367 STEREOBAZA:

Смотрите / слу­шай­те / читай­те так­же экс­клю­зив­ное интер­вью с фронт­ме­ном Depeche Mode Дейвом Гааном (Милан, 2017):

Все мате­ри­а­лы спец­руб­ри­ки — по ссыл­ке Panasonic Smart TV.
Партнёр про­ек­та:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудио жур­нал STEREOBAZA транс­ли­ру­ет­ся в эфи­ре Просто Ради.О, а так­же досту­пен в виде под­ка­стов на плат­фор­мах iTunes, Mixcloud, PromoDJ:

1) PromoDJ (+ мож­но ска­чи­вать бес­плат­ноhttp://promodj.com/stereoigor

2) iTunes https://itunes.apple.com/ua/podcast/stereoigor/id1126871780

3) Mixcloud https://www.mixcloud.com/stereobaza/

Поделиться: