Under (de)pressure


Лучшее сред­ство от депрес­сии — это мега­де­прес­сив­ная музы­ка.
Как гово­рят в наро­де – клин кли­ном выши­ба­ют.

Эта пла­стин­ка – пер­вый син­гл моей одной из люби­мей­ших групп. У него нет 1‑й и 2‑й сто­ро­ны. Есть «Эта сто­ро­на» и «Другая сто­ро­на». Каждый выби­ра­ет для себя, какая из них будет пер­вой.

Сингл состо­ит из трех тре­ков: свое­об­раз­но­го вступ­ле­ния к «Панике» – Aqua Regis, и, соб­ствен­но – Panic, кото­рая явля­ет­ся реми­к­ши­ро­ван­ной вер­си­ей одно­имен­но­го тре­ка со Scatology – дебют­но­го пол­но­фор­мат­но­го аль­бо­ма COIL. Третьим тре­ком сингла и един­ствен­ным на «Другой сто­роне» есть Tainted Love – трек, пер­во­на­чаль­но являв­ший­ся лишь b‑side это­го сингла, не вошед­ший в вини­ло­вое изда­ние аль­бо­ма, а появив­ший­ся в его соста­ве лишь в 1988 году, при пере­из­да­нии на CD.

Panic, или «Эта сто­ро­на».

1. Весь аль­бом Scatology посвя­щен алхи­ми­че­ским иссле­до­ва­ни­ям про­цес­са пре­вра­ще­ния пер­вич­ной мате­рии в золо­то, вер­нее – все­воз­мож­ным оккульт­ным аспек­там это­го про­цес­са. Первый трек сингла – Panic – был вто­рым по сче­ту тре­ком на аль­бо­ме. Если там он длит­ся «все­го» 4:21, то на син­гле аж на про­тя­же­нии 7:31 мы слы­шим то, что по задум­ке Кристоферсона и Бэленса долж­но пере­да­вать состо­я­ние пани­ку­ю­ще­го чело­ве­ка во всей его кра­се.

2. Начинается всё доволь­но мир­но (если это сло­во вооб­ще под­хо­дит к музы­ке Coil): инстру­мен­таль­ная ком­по­зи­ция Aqua Regis, кото­рая по заве­ре­ни­ям музы­кан­тов явля­ет­ся реструк­ту­ри­ро­ван­ной вер­си­ей самой Panic. Она тоже была вклю­че­на в аль­бом лишь на CD, в 1988 году (в удли­нен­ной на 30 секунд вер­сии). С пер­вых мгно­ве­ний рит­мич­ные инду­стри­аль­ные зву­ки начи­на­ют гото­вить слу­ша­те­ля к тому, во что он оку­нет­ся далее…

3. Сам Panic после недол­го­го вступ­ле­ния, кото­рый вос­при­ни­ма­ет­ся как окон­ча­ние Aqua Regis, начи­на­ет­ся очень тан­це­валь­но, в духе мод­но­го тогда нью-бита. Но нена­дол­го. Внезапно мы слы­шим вой Бэленса, бит меня­ет свою струк­ту­ру, тре­вож­ность нарас­та­ет, слэпо­вый, пуль­си­ру­ю­щий бас дела­ет свое дело, оркест­ро­вые сэм­плы пыта­ют­ся ула­дить ваш страх, но толь­ко уси­ли­ва­ют его. Вы види­те, что выход есть, но он не дости­жим. Партия «голо­го» баса в сере­дине тре­ка в сово­куп­но­сти с дики­ми выкри­ка­ми Бэленса доби­ва­ет слу­ша­те­ля. Новый зву­ко­вой про­вал с ато­наль­ной пар­ти­ей смыч­ком по кон­тра­ба­су закан­чи­ва­ет­ся рефре­ном: The only thing to fear Is fear itself. П(р)оверьте, это реаль­но Panic. Эффект мож­но уси­лить, если про­иг­рать пла­стин­ку не на пред­пи­сан­ных 45 обо­ро­тах, а на 33…

4. Сам кон­верт поде­лен на две части: часть Panic и часть Tainted Love. Первая содер­жит раз­вер­ну­тый ком­мен­та­рий Джона Бэленса о том, что такое страх. Обоснована связ­ка тер­ми­на «пани­ка» и антич­но­го бога Пана – бога при­ро­ды. Страх при­ро­ден, он уси­ли­ва­ет инстинк­ты, без кото­рых чело­век ничто­жен. Потеря стра­ха рав­на поте­ре инстинк­тов. Страх есть ключ вдох­но­ве­ния. Основным посы­лом есть «a murder in reverse» – «уби­е­ние наобо­рот», т.е. про­ве­де­ние «опе­ра­ции на соб­ствен­ной душе», необ­хо­ди­мой для вос­ста­нов­ле­ния целост­но­сти бытия.

5. На кон­тра­ба­се в этом реми­к­се играл Билл Макджи — участ­ник груп­пы Марка Элмонда Marc and the Mambas. Со-продюссером запи­си высту­пил Джим Тёрлуэл, извест­ный под псев­до­ни­мом Foetus – еще один гений тем­ной музы­ки.

Tainted Love, или «Другая сто­ро­на».

1. На мой взгляд – это одна из самых шедевраль­ных песен всех вре­мен и наро­дов. Написана она была в 1964 году аме­ри­кан­ским музы­кан­том и про­дюс­се­ром Эдом Коббом (быв­шим участ­ни­ком поп-группы The Four Prep), и была напи­са­на про­сто так, ни для чего кон­крет­но­го. Текст Порочной Любви был доволь­но фри­во­лен для того вре­ме­ни, и в запись Кобб отдал ее лишь год спу­стя. Записала эту пес­ню Глория Джонс, ста­ла она все­го лишь b‑side ее сингла «My Bad Boy’s Comin› Home» и про­шла абсо­лют­но неза­ме­чен­ной со сто­ро­ны слу­ша­те­лей, радио и чар­тов.

2. Трек ста­но­вить­ся хитом север­но­го соула, когда бри­тан­ский диджей Ричард Сирлинг в 1973 году впер­вые поста­вил ее в клу­бе Va Va’s в Болтоне, а поз­же регу­ляр­но про­иг­ры­вал его в куль­то­вом для север­но­го соула клу­бе Wigan Casino. До наших вре­мен север­ный соул был локаль­ным явле­ни­ем и его хиты не гре­ме­ли на весь мир. Поэтому Марк Элмонд услы­шал этот трек лишь слу­чай­но в сете у диджея в клу­бе, и попро­сил запи­сать его ему на кас­се­ту. Soft Cell выпу­сти­ли свой вто­рой син­гл имен­но с Порочной Любовью тоже слу­чай­но: трек побе­дил в жре­бии с тре­ком The Night. В резуль­та­те Tainted Love в испол­не­нии Soft Cell ста­но­вит­ся супер-хитом и мно­гие и знать не зна­ют о том, что это была пере­пев­ка би-сайда про­ход­но­го сингла Глории Джонс.

3. Но вер­нем­ся к это­му син­глу Coil. Если «Эта сто­ро­на» с тре­ком Panic пла­но­мер­но погру­жал слу­ша­те­ля на мета­фи­зи­че­ское дно чело­ве­че­ско­го стра­ха, то вер­сия Tainted Love от Coil это и есть то самое дно. Мрачная вер­сия от людей, ост­ро пере­жи­ва­ю­щих все­об­щую СПИД-панику, при­да­ла как бы весе­лой песне новый, пуга­ю­щий смысл. На замед­лен­ный до пре­де­ла ритм при­выч­но­го для уха испол­не­ния этой пес­ни нало­же­ны оркест­ро­вые сэм­плы, режу­щие слух и фраг­мен­тар­но под­чер­ки­ва­ю­щие удар­ные пар­тии, основ­ную мело­дию ведут коло­ко­ла (поми­наль­ные?), и все это на ску­пой син­те­за­тор­ной под­лож­ке. На фоне это­го «мерт­вый» вокал Бэленса зву­чит прак­ти­че­ски а‑капелла, при­да­вая песне поту­сто­рон­ний отте­нок. По сви­де­тель­ствам участ­ни­ков запи­си, голос Бэленса с точ­ки зре­ния Тёрлуэлла зву­чал слиш­ком живо, поэто­му он попро­сил Кристоферсона зай­ти вслед за Джоном в каби­ну для запи­си вока­ла и зало­мить тому руку, «что­бы доба­вить боли в испол­не­ние». В таком состо­я­нии Бэленс и испол­нил вокаль­ную пар­тию, вошед­шую в эту запись.

4. Если мы объ­еди­ним эти два таких раз­ных испол­не­ния забы­то­го соул-хита в одну исто­рию, то мы уви­дим еди­ную кар­ти­ну: в испол­не­нии Элмонда эта пес­ня зву­чит как гимн раз­нуз­дан­ной люб­ви, со сво­им син­те­ти­че­ским битом ритм-машины и син­те­за­тор­ны­ми пас­са­жа­ми Энди Белла. Версия же Coil – это эле­гия люб­ви, обо­рот­ная сто­ро­на весе­лья, изнан­ка, и даже некий резуль­тат его.

5. Интересна исто­рия с видео на эту пес­ню, как на вер­сию Soft Cell, так и на вер­сию от Coil. Расскажу о них в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке.

1982 год. Первый клип на вер­сию Soft Cell был выпу­щен в том же году, что и син­гл, в соста­ве видео­аль­бо­ма Soft Cell Non-Stop Exotic Video Show. Пересматривая сей­час его, мож­но уви­деть тон­кие и немно­го наив­ные наме­ки на пороч­ность про­ис­хо­дя­ще­го на экране: Элмонд, в обра­зе антич­но­го Бога (помни­те об упо­ми­на­нии Пана в кон­тек­сте сингла Coil? Это было поз­же, но такой рефрен и там, и там слу­ча­ен ли?) прак­ти­че­ски застав­ля­ет малень­кую девоч­ку опу­стить руку в аква­ри­ум с рыб­кой, при этом вни­ма­тель­но наблю­дая за ее реак­ци­ей и про­пе­вая «Don’t touch me, please…»
Покушение опыт­но­го взрос­ло­го чело­ве­ка на невин­ность, сопро­вож­да­е­мое насла­жде­ни­ем от наблю­де­ния за реак­ци­ей невин­ной души на непри­выч­ные для нее дей­ствия.

1985 год. Видео на вер­сию Coil. Его снял Питер Кристоферсон. Клип пока­зы­ва­ет послед­ние дни жерт­вы СПИДа в боль­ни­це. Его сыг­рал Джон Бэленс. У его посте­ли неот­рыв­но дежу­рит его парт­нер в испол­не­нии Кристоферсона. В кли­пе появ­ля­ет­ся и Марк Элмонд. Небольшое камео, в кото­ром мно­гие кри­ти­ки усмат­ри­ва­ют образ анге­ла (или бога смер­ти?), уно­ся­ще­го душу умер­ше­го глав­но­го героя. Марк одет во все чер­ное, на чер­ную май­ку оде­та чер­ная косу­ха и, вой­дя в пала­ту, он съе­да­ет вино­гра­дин­ку с тарел­ки на тум­боч­ке у посте­ли глав­но­го героя, после чего раз­во­ра­чи­ва­ет­ся и с улыб­кой ухо­дит. В этот момент аппа­рат у кро­ва­ти боль­но­го начи­на­ет выда­вать ров­ный сиг­нал. Главный герой уми­ра­ет. Расплата за Порочную Любовь про­изо­шла. Бог забрал своё.

1991 год. Видео на немно­го осо­вре­ме­нен­ную вер­сию сингла Soft Cell, сня­тое теперь уже тем же Питером Кристоферсоном. Здесь мы видим глав­но­го героя кли­па – моло­до­го смаз­ли­во­го пар­ня, кото­ро­го пыта­ют­ся увлечь тан­цем два бес­те­лес­ных при­зра­ка во вре­мя его ноч­но­го сна. Но если при­смот­реть­ся, то по харак­тер­ным сово­куп­но­стям точек на гру­ди и в паху при­зра­ков мож­но понять, что они отнюдь не бес­по­лые: они жен­ско­го пола. И тогда их тан­це­валь­ные дви­же­ния над моло­дым кра­си­вым пар­нем в посте­ли выгля­дят не таки­ми уж невин­ны­ми. При этом парень, проснув­шись, убе­га­ет от них, одев джин­сы и косу­ху (слу­чай­ная деталь, кто же НЕ носит косу­хи на май­ку? Но в жиз­ни не быва­ет слу­чай­но­стей), отка­зы­ва­ясь от threesome. Не намек ли тут на гомо­сек­су­аль­ность героя? При этом при­зра­ки не рас­стро­и­лись, а увле­чен­но тан­цу­ют (тан­цу­ют ли?) друг с дру­гом. За всем этим как бы свы­со­ка наблю­да­ет пою­щий Элмонд, на фоне мер­ца­ю­ще­го кос­мо­са. Намек на боже­ствен­ную сущ­ность вновь посе­ти­ла этот трек?

6. Джон Бэленс в сво­ем интер­вью в 1995 году ска­зал сле­ду­ю­щее: «Tainted Love стал резуль­та­том наше­го него­до­ва­ния и гне­ва всей без­ре­зуль­та­тив­но­стью лече­ния боль­ных СПИДом». Этот трек и сам син­гл цели­ком был посвя­щен пер­вым жерт­вам СПИДа (впер­вые в исто­рии музы­ки, кста­ти), кото­рый неза­мет­но, но очень рез­ко ворвал­ся в мир нача­ла 80‑х. На син­гле есть отмет­ка, что все сред­ства, полу­чен­ные от его про­да­жи, будут пере­чис­ле­ны в фонд Теренса Хиггинса – один из пер­вых фон­дов, зани­ма­ю­ще­го­ся про­бле­мой СПИДа. Первыми извест­ны­ми жерт­ва­ми этой чумы ХХ века ста­ли имен­но пред­ста­ви­те­ли гей-сообщества, пред­ста­ви­те­ля­ми кото­ро­го были и Элмонд, и Кристоферсон с Бэленсом. Оформлен син­гл рисун­ка­ми дру­га музы­кан­тов – Эдди Кейрнса, умер­ше­го от СПИДа. Может от остро­ты это­го момен­та, когда новая болезнь коси­ла ряды дру­зей музы­кан­тов, имен­но этот трек – Порочная Любовь — в испол­не­нии что Soft Cell, что Coil, зву­чит не так, как в испол­не­нии дру­гих арти­стов поз­же. И у ж точ­но не так, как в испол­не­нии Глории Джонс в 1964 году. Сама Джонс поз­же при­зна­ва­лась в интер­вью, что вер­сия Soft Cell гораз­до более удач­ная, чем ее соб­ствен­ная, и име­ет пра­во счи­тать­ся основ­ной вер­си­ей. На мой же взгляд, вер­сия Coil – самая силь­ная по эмо­ци­о­наль­но­му нака­лу.

7. Я допус­каю, что мое виде­ние это­го сингла и тре­ка Tainted Love это пере­иг­ры­ва­ние и жон­гли­ро­ва­ние фак­та­ми и смыс­ла­ми. Поэтому сове­тую вам попро­бо­вать отслу­шать и отс­мот­реть это все, и соста­вить свое, един­ствен­но вер­ное мне­ние. Не бой­тесь погру­зить­ся в пучи­ну стра­ха на эти 15–20 минут. Ведь страх есть ключ вдох­но­ве­ния. И без стра­ха чело­век ничто­жен.

 

 

+ posts

Глава вини­ло­во­го лей­б­ла Aby Sho Mzk

Поделиться: