Гастроль на «тот свет». Репортаж с парижского кладбища Пер-Лашез

Одно из самых извест­ных в мире клад­бищ — Пер-Лашез — когда-то было париж­ской окра­и­ной. Теперь оно, пло­ща­дью более 44 гек­та­ров, явля­ет­ся частью буль­ва­ра de Ménilmontant. Главный вход — все­го в несколь­ких мину­тах ходь­бы от стан­ции мет­ро Philippe Auguste. Сотни выда­ю­щих­ся исто­ри­че­ских лич­но­стей были похо­ро­не­ны здесь с нача­ла 19 века.

Пер-Лашез вполне мож­но счи­тать музе­ем над­гроб­ной скульп­ту­ры. Ежегодно клад­би­ще посе­ща­ют око­ло 2 мил­ли­о­нов чело­век — об этом мы позд­нее ещё вспом­ним далее. Автор это­го мате­ри­а­ла, как созда­тель музы­каль­но­го аудио жур­на­ла STEREOBAZA, конеч­но же, не име­ет пра­ва обма­нуть ожи­да­ний слушателей-читателей, поэто­му речь, преж­де все­го, пой­дёт о музы­кан­тах.

 

Contra vim mortis non est medicamen in hortis. 
Против смерти нет лекарств в садах

Смерть нико­го не кра­сит.
Вдохновляет – да. На тра­ги­че­ски кра­си­вые некро­ло­ги, на посмерт­ные филь­мы.
Поднимает про­да­жи пла­сти­нок. Возвращает запи­си из бэк-каталогов в теку­щие чар­ты. Увеличивает тира­жи био­гра­фи­че­ских книг.

Но — не кра­сит нико­го. Потому зна­ме­ни­то­стей часто хоро­нят прак­ти­че­ски тай­но. В закры­тых гро­бах. Без гостей, прес­сы и фана­тов. Публика долж­на запом­нить куми­ров бли­ста­тель­ны­ми и хариз­ма­тич­ны­ми, а не тле­ю­щим эпи­цен­тром «обык­но­вен­но­го» чело­ве­че­ско­го горя для их близ­ких людей.

Только спу­стя годы после острой скор­би клад­би­ще пре­вра­ща­ет­ся в парк доб­рых вос­по­ми­на­ний. Именно таким ста­ло Пер-Лашез – зна­ме­ни­тое место, где похо­ро­не­ны те, чьи запи­си, кни­ги, кар­ти­ны или филь­мы обя­за­тель­но най­дут­ся в каж­дом при­лич­ном доме.

Центральный вход на клад­би­ще Пер-Лашез

 

Джим Моррисон. Таинственные похороны

Впервые ваш покор­ный слу­га «уви­дел» Пер-Лашез в филь­ме Оливера Стоуна «The Doors». Финал кар­ти­ны – доку­мен­таль­ные съем­ки на моги­ле Джима Моррисона, сде­лан­ные на этом клад­би­ще.

По офи­ци­аль­ной вер­сии Джим Моррисон умер 3 июля 1971 года в ван­ной ком­на­те съем­ной квар­ти­ры в Париже на ули­це Beautreillis от сер­деч­но­го при­сту­па. Среди неофи­ци­аль­ных вер­сий: геро­и­но­вая пере­до­зи­ров­ка, само­убий­ство, инсце­ни­ров­ка само­убий­ства аме­ри­кан­ски­ми спец­служ­ба­ми, боров­ши­ми­ся с паци­фи­ста­ми и хип­пи, и так далее.

Тело 27-летнего осно­ва­те­ля The Doors Джима Моррисона не было пере­ве­зе­но на его роди­ну в США, а было погре­бе­но здесь же, во фран­цуз­ской сто­ли­це 4 июля 1971. Впрочем, утвер­жде­ния, что тело погре­бе­но имен­но тут, и что это тело имен­но Моррисона, сре­ди сто­рон­ни­ков кон­спи­ро­ло­гии не явля­ет­ся бес­спор­ным: никто из дру­зей и род­ствен­ни­ков, кро­ме дав­ней спут­ни­цы Моррисона – Памелы Курсон (кото­рая и зани­ма­лась орга­ни­за­ци­ей похо­рон), так и не уви­дел тела осно­ва­те­ля вели­кой груп­пы после смер­ти. По это­му пово­ду мне дове­лось даже услы­шать фра­зу от одно­го музы­кан­та: «Зная харак­тер Джима, он вполне мог бы выки­нуть такой фокус». Сама Памела дав­но «забра­ла» эту тай­ну с собой: она умер­ла через три года после смер­ти Джима Моррисона.

 

Однако боль­шин­ства пре­дан­ных фэнов со все­го мира тако­го рода сомне­ния нико­гда не оста­нав­ли­ва­ли. Многотысячные палом­ни­че­ства со все­го мира и зага­доч­ная про­па­жа бюста музы­кан­та с его над­гро­бия выну­ди­ли адми­ни­стра­цию клад­би­ща, в кон­це кон­цов, обне­сти моги­лу Моррисона спе­ци­аль­ным ограж­де­ни­ем.

 

Из-за ограж­де­ния подо­брать­ся к моги­ле осно­ва­те­ля The Doors не так и про­сто

Сделано это было и для сохра­не­ния могил по сосед­ству: памят­ни­ки регу­ляр­но покры­ва­лись рисун­ка­ми и цита­та­ми из песен Моррисона. Бороться с этим было невоз­мож­но. В ито­ге — непо­сред­ствен­ный доступ к моги­ле пере­кры­ли.

YouTube видео

В 30-тую годов­щи­ну со дня смер­ти Моррисона (3 июля 2001) здесь собра­лось более 20 тысяч чело­век. Могила вели­ко­го арти­ста вхо­дит в пятер­ку самых посе­ща­е­мых париж­ских досто­при­ме­ча­тель­но­стей.

 

Фредерик Шопен: могила без сердца

Шопена хоро­ни­ли два­жды.
Согласно заве­ща­нию вели­ко­го поль­ско­го ком­по­зи­то­ра, его серд­це в спе­ци­аль­ной урне погреб­ли в Варшаве. А ана­то­ми­ро­ван­ное тело авто­ра само­го извест­но­го в мире Похоронного мар­ша было пре­да­но зем­ле на клад­би­ще Пер-Лашез в Париже, где Фредерик Шопен скон­чал­ся в 1849 году.

Бессердечная моги­ла

 

У памят­ни­ка – лам­пад­ки и вен­ки с красно-белыми лен­та­ми и поль­ско­го флаж­ка­ми. Примечательно, что, соглас­но пре­да­нию, Шопена хоро­ни­ли под зву­ки тра­ур­но­го мар­ша его же соб­ствен­но­го сочи­не­ния. Так же, надо пола­гать, как и зна­чи­тель­ную часть осталь­ных похо­ро­нен­ных здесь.

 

Эдит Пиаф: еще одна тайная процессия

Эдит Пиаф умер­ла 10 октяб­ря 1963 в горо­де Грас на Юго-Востоке Франции в воз­расте 47 лет Тело певи­цы было пере­ве­зе­но в Париж в тайне от СМИ и обще­ствен­но­сти. Только спу­стя сут­ки было объ­яв­ле­но о ее смер­ти. Есть вер­сия, что близ­кий друг Пиаф — выда­ю­щий­ся фран­цуз­ский лите­ра­тор, худож­ник и кино­ре­жис­сёр Жан Кокто — умер в тот же день, 11 октяб­ря 1963, как толь­ко узнал о смер­ти Эдит.

Найти место веч­но­го покоя Эдит Пиаф не очень про­сто. Это невы­со­кое тем­ное фамиль­ное над­гро­бие Gassion Piaf. Семейная моги­ла очень скром­ная. Гораздо скром­нее, ска­жем, мно­гих цыган­ских захо­ро­не­ний на, напри­мер, Старокрымском клад­би­ще в Мариуполе, кото­рые как-то дове­лось уви­деть авто­ру. Подобную лако­нич­ность там, надо пола­гать, не одоб­ри­ли бы.

Семейное захо­ро­не­ние, в кото­ром поко­ят­ся остан­ки Эдит Пиаф (1915–1963)

Интернационал

В Киеве в рай­оне мет­ро Шулявская есть ули­ца, до 2017 года носив­шая имя Эжена Потье.
Мало кто, навер­ное, вспом­нит, но это – соав­тор одной из самых попу­ляр­ных в исто­рии «поли­ти­че­ских» мело­дий мира — фран­цуз­ский рево­лю­ци­о­нер, анар­хист, автор слов «Интернационала», «уни­вер­саль­но­го» меж­ду­на­род­но­го про­ле­тар­ско­го гим­на ком­му­ни­сти­че­ских пар­тий, соци­а­ли­стов и анар­хи­стов. Месье, пар­дон, това­рищ Потье являл­ся чле­ном Первого интер­на­ци­о­на­ла и участ­ни­ком Парижской ком­му­ны 1871 года. На его моги­лу «наты­ка­ешь­ся» прак­ти­че­ски сра­зу воз­ле захо­ро­не­ния Пиаф.

Могила авто­ра суро­вой лири­ки «Интернационала»

 

Ушедшие в вечность

Табличка у вхо­да ука­зы­ва­ет на кре­ма­то­рий. Там же, рядом с двух­труб­ным зда­ни­ем, колум­ба­рий с тыся­ча­ми яче­ек, хра­ня­щих то, что когда-то было Нестором Ивановичем Махно, Айсидорой Дункан и тыся­ча­ми дру­гих людей. Как извест­но, выда­ю­ща­я­ся бале­ри­на (и экс-супруга Сергея Есенина) тра­ги­че­ски погиб­ла от уду­ше­ния: ее шарф попал в коле­со авто­мо­би­ля, на кото­ром она еха­ла в Ницце.

Указатель на цен­траль­ной аллее у глав­но­го вхо­да на клад­би­ще

Гастроль на “тот свет”. Репортаж с парижского кладбища Пер-Лашез

Крематорий на клад­би­ще Пер-Лашез. Действующий 

Здесь же, на клад­би­ще Пер-Лашез, поко­ят­ся актер и певец Ив Монтан, созда­тель париж­ской шко­лы мимов Марсель Марсо, ком­по­зи­тор Жорж Бизе, коме­дио­граф Мольер, рус­ский декаб­рист Николай Иванович Тургенев, писа­тель Оноре де Бальзак, худож­ник Амедео Модильяни, актри­са Сара Бернар, осно­ва­тель фран­цуз­ско­го спи­ри­тиз­ма Аллан Кардек, чья моги­ла явля­ет­ся местом регу­ляр­ных встреч фран­цуз­ских спи­ри­ту­а­ли­стов.

Могила Мольера (1622—1673)

 

Ещё одна досто­при­ме­ча­тель­ность и «тра­ди­ция» Пер-Лашез — защит­ное стек­лян­ное ограж­де­ние у над­гро­бия Оскара Уайльда, покры­тое отпе­чат­ка­ми губ­ной пома­ды. Существует пове­рье: поце­ло­вав­ший скульп­ту­ру сфинк­са най­дет любовь и нико­гда её не поте­ря­ет. Правда, есть пикант­ная деталь, кото­рая, види­мо, всё таки ускольз­ну­ла от вни­ма­ния могиль­ных «цело­валь­щиц»: апо­ло­гет эсте­тиз­ма и евро­пей­ско­го модер­низ­ма был в 1895 при­го­во­рён к 2 годам каторж­ных работ за муже­лож­ство.

Могила Оскара Уайльда (1854—1900) в защит­ном «чех­ле»

Более мил­ли­о­на тех, кто навсе­гда удо­вле­тво­рил глав­ное, по сло­вам еще одной зна­ме­ни­той фран­цу­жен­ки Коко Шанель, любо­пыт­ство жиз­ни: «У меня оста­лось толь­ко одно неудо­вле­тво­рен­ное любо­пыт­ство: смерть».

 

 

Смотрите так­же интер­вью Stereoigor с фрон­мен­том Depeche Mode Дейвом Гааном из Милана, Италия (2017):

Поделиться: