На минувшей неделе — 29 августа — исполнилось ровно 30 лет релизу сингла Depeche Mode «Personal Jesus», одному из наиболее успешных хитов в истории музыки.
Как обычно, начнём с предыстории вопроса. В сентябре 1987 вышел шестой студийный альбом Depeche Mode.
Несмотря на многочисленные музыкальные эксперименты, которые группа продолжила в студии, исследуя и открывая всё новые и новые возможности работы с саундом и технологиями звукозаписи, пластинку озаглавили очень иронично-народно — «Music for the Masses».
Вместе с Depeche Mode пластинку продюсировал основатель выпускающего запись лейбла Mute Records — Дэниел Миллер (тут о его предстоящем 21–22 сентября 2019 визите в Киев)
Лонгплей «Music for the Masses» стал в некоторым смысле эпохальным для группы — по сути, именно c него DM стали по-настоящему «стадионной» группой. Чтобы не быть голословным, процитирую фрагмент моей беседы (2011) с одним из со-основателей DM — Энди Флетчером.
Stereoigor: Энди, в какой именно момент ты ощутил, что Depeche Mode стали культовой мировой группой? С каким альбомом, туром, или, может быть, синглом?
Энди Флетчер: — Тяжело сказать. Может быть, около альбома “Music for the Masses” – примерно в то время. Мы ощутили, что Depeche Mode становятся мировой группой.
Правда, что “Black Celebration” один из твоих самых любимых Depeche Mode альбомов?
— Я думаю, “Black Celebration” — замечательный набор песен. Но он не был по-настоящему успешен коммерчески. В то время как, я думаю, “Violator”, к примеру, безупречный альбом, потому что в нём есть большие хиты, чего нет у “Black Celebration”. Я также очень почитаю альбом “Ultra”. Потому что он появился тогда, когда мы пережили огромное количество проблем. И в этом смысле это наш лучший альбом.
Первое (из двух) интервью с Флетчером — по ссылке:
Ещё одно интервью с Флетчером (2017) — здесь, и с Дейвом Гааном (2017) — здесь.
После отгремевшего в поддержку шестого студийного альбома «Music for the Masses Tour» Depeche Mode выпустили в марте 1989 года двойную live-пластинку «101». Дело в том, что в ходе «Music for the Masses Tour» группа отыграла 101 концерт.
Название «101» для концертного альбома предложил, скорее всего, Алан Уайлдер, который покинет группу спустя 6 лет.
После непродолжительной паузы DM представили сингл из будущего, 7‑го студийного диска, который группа назовёт “Violator” (и который у нас долго будут называть корявым и неграмотным словом «виолатор»). Лид-синглом — примерно за полгода до релиза лонгплея — стала композиция «Personal Jesus». Кстати, ещё один видеосингл альбома “Violator” у нас в Panasonic Smart TV фигурировал ранее. Речь об «Enjoy The Silence», ставшей вторым синглом “Violator”
Автор «Personal Jesus» Мартин Гор сочинил песню под впечатлением от книги единственной жены Элвиса Пресли — Присциллы Пресли — «Elvis and Me». Впервые главенствующим инструментом в треке Depeche Mode стала гитара — с забористым и цепляющим риффом.
В рамках промо-кампании сингла впоследствии было опубликовано газетное объявление — «Your own personal Jesus»,«Твой собственный личный Иисус». Позвонившие по указанному в нём номеру телефона могли услышать в трубке фрагмент песни.
«Flesh and bone / By the telephone
Lift up the receiver / I’ll make you a believer»
Для ремикширования сингла (что ранее обычно делали только члены команды) был приглашён французский DJ и продюсер армянского происхождения Франсуа Кеворкян (который также выступил звукорежиссёром во время записи альбома «Violator»). Кроме традиционно «электронных» переделок и би-сайда «Dangerous» в макси-сингл вошла так сказать «unplugged» версия, исполненная на акустической гитаре. Телешоу MTV Unplugged тоже появилось в 1989 – но только почти 3 месяца спустя.
Видео «Personal Jesus» снял выдающийся нидерландский фотохудожник, кинорежиссёр, клипмейкер Антон Корбейн, с которым Depeche Mode стали постоянно сотрудничать с 1986 года с клипа «A Question of Time».
Съёмки осуществлялись в пустыне Табернас, в испанской провинции Альмерия. Действия происходят в месте, напоминающем бордель. Участники группы одеты как ковбои, которые приезжают в пыльный южный городок.
Когда я был летом в Мадриде, с моими тамошними друзьями-меломанами зашла у нас речь о клип-мейкинге. Я им рассказа о проекте Panasonic Smart TV, — и выяснилось, что есть даже что-то вроде перечня «Всемирно известных клипов, снятых в Испании (о чём не все знают)», в который входят «Personal Jesus» и, например, U2 “Vertigo”, который мы успели разобрать ранее в Panasonic Smart TV.
Об одном из курьёзов на съёмочной площадке, что оказался связан с лошадьми, можно узнать в аудио-версии STEREOBAZA №367. Ещё одна интересная деталь: у известного потрясающими чёрно-белыми съёмками Антона Корбейна именно «Personal Jesus» стал первым цветным видео, снятым для Depeche Mode.
В одной из телеверсий клип подвергся цензуре: кадры с губами возбуждённо дышащего Мартина Гора были заменены на нарезку из других фрагментов. Сингл стал Серебряным в Великобритании, Золотым в США и Платиновым в Италии.
Несмотря на то, что песня станет одним из главных рок-дэнс-гимнов на десятилетия после своего релиза, тем не менее ни в 1 чарте 30 лет назад он не занял высшей позиции. Однако остаётся одной из самых востребованных песен в истории современной музыки. Что в очередной раз обессмысливает чарты и хит-парады (а вместе с ними, уж тем более, Facebook-instagram-ла́ечки) с точки зрения вклада в мировую музыкальную культуру.
«Personal Jesus» стала, пожалуй, самой цитируемой песней Depeche Mode. Её официально перепели десятки раз — в том числе, Джонни Кэш, Gravity Kills, Marylin Manson, Def Leppard, Шефита, Нина Хаген. Нина Хаген даже так в 2007 озаглавила свой 12-ый сольный альбом: «Personal Jesus». Лично я был не раз свидетелем споров, мол, кто же настоящий автор песни — Depeche Mode или, например, Джонни Кэш. Кавер «короля кантри» оказался столь пронзителен, что некоторым сложно верится в настолько проникновенное исполнение «чужого» хита.
В мае 2011 году вышел сингл-ремикс «Personal Jesus 2011». На ремикс «Personal Jesus (Stargate remix)» Эндрю Фэйбером был снят видеоклип, который на церемонии UK Music Video Awards был удостоен награды «Лучшее альтернативное видео».
Сам седьмой студийный альбом DM «Violator» стал одной из самых известных и успешных записей в карьере группы.
Он был сертифицирован как Золотой в 4 странах, стал Платиновым или 2 х Платиновым на территории 5 государств, а также 3 х Платиновым в США.
АУДИО-версия выпуска №367 STEREOBAZA:
Смотрите / слушайте / читайте также эксклюзивное интервью с фронтменом Depeche Mode Дейвом Гааном (Милан, 2017):
Все материалы спецрубрики — по ссылке Panasonic Smart TV.
Партнёр проекта:
Аудио журнал STEREOBAZA транслируется в эфире Просто Ради.О, а также доступен в виде подкастов на платформах iTunes, Mixcloud, PromoDJ:
1) PromoDJ (+ можно скачивать бесплатно) http://promodj.com/stereoigor
2) iTunes https://itunes.apple.com/ua/podcast/stereoigor/id1126871780
3) Mixcloud https://www.mixcloud.com/stereobaza/