Сегодня поговорим о шедевральном и инновационном для своего времени видео британского музыканта Питера Гэбриэла.
Питер начал музыкальную карьеру как со-основатель британской прог-рок-группы Genesis, где он выступал в качестве вокалиста, перкуссиониста и флейтиста. В 1975 году он покинул Genesis, и лидерство-«фронтменство» в Genesis «досталось» Филу Коллинзу.
В мае 1986 года вышла пятая студийная пластинка Гэбриэла – «So».
Любопытная деталь – именно этот альбом является, пожалуй, самой распространённой записью Гэбриэла на всём пост-советском пространстве. Дело в том, что эта пластинка была официально издана фирмой «Мелодия». Название каждого трека продублирована переводом на русский язык.
Учитывая убогую скудность тогдашнего западного каталога этого крупнейшего издателя винила в СССР, пластинка «So» оказалась дома у многих, кто так или иначе интересовался хоть какой бы то ни было музыкой. Что угодно можно было бы издавать – покупали всё.
К счастью, выбор пал на альбом «So» – если не лучший, то точно один из самых лучших альбомов не только в дискографии экс-участника Genesis, а и вообще из музыки 80‑х. Чего стоит хотя бы открывающая его красивейшая песня Red Rain.
Продюсером лонгплея «So» выступил талантливейший муз.деятель — живая легенда Дэниад Лануа (Daniel Lanois), канадский продюсер, гитарист, вокалист и сонграйтер.
Не так давно мы его снова вспоминали – дело в том что в прошлом году у нас в STEREOBAZA выходило эксклюзивное интервью с фронтменом Depeche Mode Дейвом Гааном, взятое мною лично в Милане – и фронтмен Depeche Mode тогда же признался, что они рассматривали Лануа в числе наиболее вероятных продюсеров альбома «Spirit».
Правда, «Spirit» для Depeche Mode в итоге продюсировал Джеймс Форд, половина дуэта Simian Mobile Disco.
Что касается Лануа — он трудился также над записями U2, Боба Дилана, Боба Дилана, Шинейд О’Коннор The Killers. В Канаде есть на Аллее славы даже звезда Лануа
Итак, 1986 год, у Питера Гебриэла выходит альбом So.
Лид-синглом пластинки выбирается песня «Sledgehammer» («Кузнечный молот»), в тексте которой обыграны сексуальные метафоры. Режиссером видео выступил американский клипмейкер Стивен Джонсон, также поработавший с группами Talking Heads и Dire Straits .
Видео было снято в 1987 году. Клип выходил за рамки привычного восприятия реальности, балансируя на грани сюрреализма и здравого смысла: на протяжении пяти с половиной на экране появляются паровозики, опоясывающие голову Гэбриэла; танцующие тушки бройлерных цыплят; выложенное из фруктов лицо певца и другие анимационные фокусы.
Для «покадровой съёмки»певцу пришлось пролежать под специальным стеклянным экраном около 16 часов. Позднее Питер Гэбриэл признался: «Всё это время я думал: если кто-то захочет попытаться потом скопировать это видео — я пожелаю им удачи».
Сразу после выхода сингл «Sledgehammer» стал №1 в чартах Канады и США и №4 в Великобритании. Таким образом, Sledgehammer стала самым большим хитом Гэбриэла в Северной Америке и Великобритании (наряду с его же песней «Games Without Frontiers»). «Sledgehammer» возглавил чарты Hot Mainstream Rock Tracks и Hot Dance Club Play.
Видеоклип «Sledgehammer» выиграл сразу 9 номинаций в 1987 году, став самым титулованным музыкальным видеоклипом в истории. «Sledgehammer» был признан «Лучшим британским видео» на церемонии BRIT Awards.
В списке 1999 года «Ста самых величайших видео за всё время» (100 Greatest Music Videos Ever Made ) «Sledgehammer» удостоился 4‑го места. Также «Sledgehammer» был признан лучшим анимированным видео всех времён.
Согласно статистическим данным, за первые тридцать лет существования MTV (1981–2011) «Sledgehammer»стал самым популярным клипом в истории телеканала.
В записи альбома «So» также участвовала английская певица Кейт Буш – её вокал как раз звучит в композиции «Don’t Give Up»
По результатам продаж лонгплей «So» питера Гэбриэла стал Золотым в Испании и Франции.
Платиновым — в Германии, Новой Зеландии, Нидерландах,
Трижды Платиновым в Великобритании и пятикратно Платиновым в США.